
В последнее время все большее число фирм и компаний понимает необходимость наличия брендбука и заказывает его разработку у профессиональных дизайнеров. Теперь брендбуки прочно вошли в нашу жизнь. Что же такое брендбук и зачем он нужен?
ЧТО ТАКОЕ БРЕНДБУК?
Брендбук (brand book) — это не просто красивая, стильно оформленная книжица, которую должна иметь любая уважающая себя фирма. Это своего рода паспорт компании, серьезный документ, регламентирующий ряд положений: от корпоративной этики и имиджа компании до выстраивания отношений с дилерской сетью.
В российской практике брендбуком обычно называют руководство по фирменному стилю, т.е. документ, содержащий описание всех элементов фирменного стиля и их правильного употребления. На самом деле, это не совсем так.
Если следовать международным стандартам, то существует три документа, относящиеся к брендинговой документации: brand book, guideline и cut guide. Это отдельные документы. Каждый из них имеет свое назначение. И совсем не обязательно каждой фирме иметь все эти три документа. Итак…
1. Brand book (брендбук) — это свод положений о миссии, философии и основных ценностях бренда. Здесь обозначены основы корпоративной этики, иначе говоря, выстраивается образ компании, оговариваются идеи и эмоции, которые компания хочет донести до своих клиентов и партнёров.
2. Guideline (гайд-лайн) — это паспорт стандартов, т.е. описание основных составляющих фирменного стиля. Сюда относятся логотип (во всех его видах), фирменные цвета и шрифты (для заголовков и основного текста), деловая документация (визитки, бланки, конверты и т.д.), сувенирная продукция, униформа, транспорт и др. Этот документ служит руководством для рекламистов, дизайнеров и верстальщиков.
3. Cut guide (кат-гайд) — это описание сложных с точки зрения технологии процессов по созданию фирменных идентификаторов. Этот документ обычно содержит инструкции, чертежи, технические требования, ТУ и помогает работать с дочерними предприятиями, подрядчиками и удаленными офисами. Кат-гайдов может быть несколько, и вопрос о необходимости этого документа и их количестве решает сама компания.
Если вам доводилось видеть российские брендбуки, то, прочитав эту информацию, вы заметите, что в нашей стране брендбуком называют паспорт стандартов (guideline). Он как раз и содержит ту информацию, которую российские разработчики обычно «запихивают» в брендбук. Не знаю, почему так получилось. Скорее всего, из-за того, что слово «брендбук» более созвучно и знакомо россиянину со знанием английского языка на уровне «очень средней» школы.
Не будем придираться к названию и рассмотрим, какая же информация обычно встречается в отечественных брендбуках.
Наиболее распространенными элементами здесь являются фирменный знак или логотип, оригинальные гарнитуры шрифтов, фирменные цвета, визитная карточка, различные бланки, конверты и папки, макеты сувенирной продукции. Это минимальный набор, без которого не обойтись ни одной компании. Также сюда может входить описание униформы, образцы оформления рекламных материалов и фирменного транспорта, дизайн офисов и торговых точек.
Подробнее о структуре брендбука.
1. Логобук. Так называется базовая обязательная часть брендбука, целиком посвященная логотипу. Этот раздел содержит основные принципы построения логотипа и правила его использования: общий вид и основные элементы, расположение на рекламной продукции, размеры отступов, запрещенные и разрешенные варианты.
2. Фирменные цвета и шрифты. Данный раздел также является обязательным и включает описание фирменных цветов (в раскладке CMYK, PANTONE и RGB) и шрифтов. Как правило, описывается несколько шрифтов, основные и дополнительные, которые могут использоваться в документации и на фирменных носителях.
Дальнейшие разделы брендбука не являются обязательными и могут изменяться в зависимости от особенностей использования и специфики бренда.
3. Деловая документация. Здесь описываются правила оформления различных типов визиток (корпоративные, личные, VIP и другие) и деловой документации (бланки, конверты, папки, приказы и так далее).
4. Полиграфическая и рекламная продукция. Этот раздел брендбука содержит принципы использования фирменного стиля на различных форматах (например, А3 и А4 или А5) и в конкретных видах полиграфии (например, в буклете или каталоге). Сюда входят правила размещения логотипа и стилеобразующих элементов, заголовков, текста и иллюстраций, минимальное расстояние до края печатного поля, правила расположения объектов композиции относительно логотипа.
5. Представительская и сувенирная продукция. Содержание этого раздела состоит из правил оформления такой продукции: ручек, ежедневников, блокнотов, календарей, фирменных пакетов, кружек, футболок и других мелочей (все зависит от полета фантазии и потребностей клиентов).
Разработка брендбука — это всегда творческий процесс. Поэтому для различных компаний его содержание и количество разделов может варьироваться. Все зависит от сферы деятельности компании. Для одной вполне достаточно логобука и правил оформления визитки. А для другой необходим увесистый талмуд с подробными описаниями всех элементов фирменного стиля и принципов оформления полиграфической, рекламной и упаковочной продукции.
ЗАЧЕМ НУЖЕН БРЕНДБУК?
Основная задача брендбука — закрепить и сохранять неизменными все атрибуты бренда. Ведь легкоузнаваемый фирменный стиль и единообразие в оформлении рекламной продукции намного повышают эффективность продвижения. Соответственно, грамотное применение брендбука способствует увеличению продаж и росту прибыли компании.
Надеюсь, моя статья доходчиво объяснила вам, что такое БРЕНДБУК и зачем он нужен.
*** Приветствуется свободное распространение статьи
с обязательным указанием активной ссылки на блог designer31.ru
Спасибо за информацию — все понятно описано. Как раз в тему.
Пока прочитал только эту одну запись, если и все остальное точно также хорошо, то автору респект
Прочла несколько статей. Очень понравился стиль написания. Все четко, понятно, с примерами-картинками, с логическим разделением текста.
Вопрос вот в чем: где можно поставить отметку о том, что статья понравилась, чтобы без захода в соц.сеть.
Пожалуй, без захода в соцсети свое мнение можно оставить только в комментариях...