Новый год и Рождество в открытках (часть 1)



nov_otkrytkiПо всему миру накануне больших праздников почтальоны разносят по адресам огромное количество поздравительных открыток. Каждая из них отражает индивидуальность ее отправителя и вместе с тем является свидетельством своего времени.


Поздравительные открытки в какой-то мере заменили личные визиты для поздравления с праздником и выражения почтения, родственных и дружеских связей. Чтобы избежать хлопот, связанных с подобными визитами, английский государственный чиновник сэр Генри Коул чуть более двухсот лет назад придумал поздравительные открытки. По его просьбе художник Джон Каллот Хорсли нарисовал и размножил литографическим способом открытку с поздравлениями по случаю Рождества. По другим источникам, честь этого изобретения принадлежит английскому художнику Добсону (1795 год).

Как бы там ни было, но затея с открытками удалась, и в течение XIX века они получили широкое распространение, хотя и не заменили окончательно традиционных визитов. Появились открытки и в России. Вначале они приходили по почте из-за границы, затем в 90-х годах прошлого века издавались за рубежом специально для России, а в 1898 году появились первые отечественные поздравительные открытки, выпущенные Общиной святой Евгении.

 

СИМВОЛЫ НА НОВОГОДНИХ И РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОТКРЫТКАХ

Каждый праздник (и Новый год не исключение) имеет свой набор символов, персонажей и сюжетов, которые используются в оформлении поздравительных открыток. Например, Дед Мороз является неотъемлемым персонажем на новогодних открытках.

О персонажах мы поговорим в следующий раз, а сегодня посмотрим, какие символические атрибуты наиболее часто использовались раньше и используются сейчас в рождественских и новогодних открытках.

Снег, снежинки и сосульки

Новый год и Рождество приходит к нам в самый разгар зимы, поэтому снег, снежинки и сосульки стали непременными атрибутами этих праздников. Как в России, так и за рубежом, со снегом связано много народных примет. Обилие снега предвещает хороший урожай: «От снега все богатство», «Снега надует — хлеба прибудет», «Снег на полях — хлеб в закромах».

Снежинки на дореволюционных открытках почти не встречаются, а если и появляются, то в виде белых точек или комочков. На советских новогодних открытках их стали изображать в виде звездочек с разветвлениями, причем популярность их как элемента оформления непрерывно росла, и к концу 80-х они встречались на 75% открыток. Для сравнения: до революции снежинки-точечки можно было увидеть только на 5−8% открыток.

Снежинки — шестиугольные звездочки можно соотнести с шестилучевой (шестиконечной) звездой, которая является одним из самых древних магических символов и символизирует единение бога и человека, божественное творение мира.

Сосульки, как и всякий лед, символизируют холод, хрупкость и недолговечность. В то же время они являются результатом таяния снега под лучами возрождающегося солнца, а потому их появление означает смягчение жестокой зимы, начало пробуждения природы.

 

Катание на санках, лыжах, коньках

Эти зимние забавы входят в число обычных новогодних развлечений. Однако в старину они имели ритуальное значение, которое ныне забыто. Например, в Швейцарии в XIX веке утром 1 января парни и девушки попарно садились в санки, которые выстраивались в вереницу. Чем длиннее выйдет процессия, тем лучше, по приметам, будет урожай.

 

Ночь, звезды, луна

Основные ритуалы встречи Нового года и Рождества Христова выполняются ночью, поэтому ночь имеет прочную ассоциативную связь с этими праздниками. У некоторых народов ночь символизирует бездну, вечность. На поздравительных открытках ночь изображают звездным небом, луной, искусственным освещением и другими признаками.

Звезды и луна — привычные элементы рождественских и новогодних поздравительных открыток, хотя на рождественских они встречаются чаще, чем на новогодних. Люди верят, что все земное является отражением небесного и по расположению звезд и планет можно судить о грядущих событиях, о судьбе человека. Появление звезд на открытках в какой-то мере обусловлено и народными приметами: если в ночь на Новый год будет ясное небо, то в наступающем году следует ожидать обилие ягод и грибов.

Звезды с древнейших времен символизировали вечность, космический порядок, присутствие Бога. В XIX веке существовало поверье, что небо — это терем Господа Бога, где вместо окон — звезды, и из каждого окошка смотрит на белый свет ангел. Сколько людей в мире, столько же ангелов и столько же звезд. У каждого человека есть свой ангел-хранитель. Рождается человек, и Бог посылает ему ангела-хранителя, в тереме прорубается новое окошко, через которое ангел следит за своим подопечным, чтобы уберечь его от нечистой силы. Умрет человек — и окошко закрывается ставнями, а с неба падает звезда. В канун Рождества с появлением первых звезд на небе заканчивался рождественский пост.

В оформлении дореволюционных рождественских открыток использовались в основном изображения одиноких звезд, которые символизируют Вифлеемскую звезду. Они изображались чаще всего пятиконечными или шестиконечными. В советских новогодних открытках встречаются главным образом красные пятиконечные звезды, символизирующие советскую власть.

 

Колокола и колокольчики

Они часто присутствовали на дореволюционных открытках (рождественских и новогодних). Изредка встречаются они и на советских открытках. В рождественскую ночь над дореволюционной Россией разливался праздничный колокольный звон. В Западной Европе перед полночью старый год провожали приглушенным медленным звоном церковных колоколов, а новый год встречали быстрым и громким перезвоном. В Германии полагали, что колокольный звон в новогоднюю ночь благословляет урожай льна и овса. В России колокола считались одушевленными, им приписывались способности излечивать болезни, оживлять, прогонять бури, уберегать от молнии, пробуждать усопших, изгонять нечистую силу. Лучшим способом облегчить участь грешной души в загробном мире считалось пожертвование на новый колокол.

 

Свечи

Свечи являются неотъемлемой частью христианских обрядов, их использовали для освещения помещений, устанавливали и зажигали на праздничных елках: в европейских странах — накануне Рождества, а в России — вечером в Рождество.

В Западной Европе использовали специальные рождественские свечи. Они были большими по размеру, чем обычные, и украшались фольгой, полосками цветной бумаги, серебряными и золотыми  нитями. Скандинавы предпочитали отливать свечи в новолуние, полагая, что такие светят ярче. Экономные немцы рождественские свечи изготавливали из парафина и стеарина.

Со временем свечи стали вытесняться электрическими гирляндами, но любовь к настоящим свечам сохранилась и поныне. Свечи олицетворяют свет во тьме жизни и озарение. Пламя свечи символизирует тепло и любовь.

 

Конфетти и серпантин

Это непременные спутники карнавалов. Они изображались преимущественно на советских новогодних открытках, особенно широко — с начала 80-х годов. Конфетти и серпантином украшают елки, заряжают их в хлопушки. Слово «серпантин» происходит от французского «serpentin», означающего «извилистая дорога», «змеевик». Серпантин несет в себе символику змеи — смерть и возрождение, жизнь и воскресение, а его спиральная форма говорит о годовых циклах солнца.

Конфетти — мелкие кружки разноцветной бумаги. Название происходит от итальянского «confetti» (что переводится как «конфеты»). Прообразом конфетти стали маленькие конфетки, которыми бросались друг в друга на римских карнавалах. Можно также провести параллель с ритуальным использованием зерна. До сих пор сохранились народные обряды, в которых молодоженов посыпают зерном или бросают его под ноги в знак пожелания грядущего изобилия.

 

Часы, календари и цифра года

Эти атрибуты используются, как правило, для оформления новогодних открыток. Они как-будто дают точку отсчета для начала нового года, новой жизни.

Часы — один из самых распространенных элементов новогодних открыток, как дореволюционных, так и советских. Их полуночный бой в новогоднюю ночь связывался с ожиданием счастья и перемен к лучшему. На советских открытках стали изображаться не просто часы, а часы со Спасской башни Кремля, ставшей символом советской власти. Эта ассоциативная связь начала складываться в 30−40-е годы. В качестве доказательства такой связи можно привести строки их стихотворения С.В.Михалкова, написанного в 1946 году:

Новый год! Над мирным краем
Бьют часы двенадцать раз…
Новый год в Кремле встречая,
Сталин думает о нас.

Наибольшее число новогодних открыток с изображением часов Спасской башни Кремля приходится на середину 70-х годов. Эти часы были установлены в 1952 году фирмой «Братья Бутеноп». Диаметр циферблата составляет 6,12 метра, вес — 25 тонн. Первоначально куранты исполняли «Коль славен наш Господь в Сионе» и «Преображенский марш», с 1919 года — «Интернационал», а сейчас — гимн России. Советские люди не представляли встречу Нового года без боя курантов: с двенадцатым ударом открывалось шампанское, зажигались бенгальские свечи и загадывались желания.

В дате — 1 января — единица означает начало, первоначальное единство и сумму всех возможностей. На советских открытках дата и год чаще всего встречались в 50-х годах. Однако постепенно они стали исчезать из новогодней символики. Возможно, это было связано с увеличением тиражей и возможностью реализации в течение нескольких лет.

 

Подарки

На дореволюционных открытках подарки были принадлежностью рождественских праздников, причем они отличались большим разнообразием: игрушки, конфеты, цветы, украшения и нечто таинственное, упакованное в бумагу или коробку и перевязанное лентой.

В советское время подарки стали дарить на Новый год, но значение их осталось неизменным — это знак внимания, почтения, любви и уважения.

 

Вино, шампанское

Вино и опьянение символизируют соединение божественного и человеческого, откровение и истину. В большинстве религий вино означает кровь жертвы, а возлияние — форма жертвоприношения. Например, в таинстве причастия вино принимает значение крови Бога, через которую человек приобщается к его духовной силе и постигает истину. Недаром говорят: истина в вине.

Новый год традиционно встречают с шампанским. Создал этот чудесный напиток в середине XVII века монах Пьер Периньон, исполнявший обязанности винодела в аббатстве Отвилье провинции Шампань. К концу XVIII века шампанское приобрело такую популярность, что в России наладили производство собственных шипучих вин. Первое российское шампанское появилось в 1799 году в Судаке, а  в 1900 шампанское Л.С.Голицына получило Гран-при в Париже.

Поднимая бокалы с шампанским в новогоднюю ночь, люди пьют за счастье и удачу в наступающем году.

 

Ландшафты и виды природы

При оформлении иностранных новогодних открыток чаще встречаются река, ручей, озеро или водное пространство, мост, лодка, а для российских открыток более типичны дороги и тропинки. Заборы, изгороди и колодцы встречаются на тех и других примерно с одинаковой частотой. Колодец в христианской символике является знаком спасения и очищения, а в народных преданиях исполняет желания и исцеляет.

 

 

Помимо сюжетных поздравительных открыток существует еще такие, которые лишены какого-либо сюжета и состоят из одних только символических элементов: еловых веток, свечей, подарков, цифры года и т.д. До 1917 года в России выпускалось около 5% таких открыток. В Советском Союзе в начале 50-х годов 10% новогодних открыток содержало только символические элементы, а к концу 80-х их число возросло до 20%.

 

Это все об основных символах, наиболее часто встречащихся на старинных и современных рождественских и новогодних открытках. В следующий раз разговор пойдет о новогодних и рождественских персонажах.

 

*** Приветствуется свободное распространение статьи
с обязательным указанием активной ссылки на блог designer31.ru
Share to Odnoklassniki
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to Yandex
Share to Google Buzz
Share to MyWorld

2 комментария
  1. Оксана пишет:

    первое российское шампанское было изготовлено в конце 19-го века князем Голицыным. Он же его показал нав ыставке в Париже в 1899-м

  2. admin пишет:

    Здесь я с вами не соглашусь. Есть исторические документы, в которых зафиксировано, что именно в 1799 в Крыму, в Судаке, в имении академика Палласа были проведены первые опытные выпуски шампанских вин. С 1812 года изготовление крымского шампанского перешло в стадию промышленного производства. Первое промышленное предприятие по производству шампанского было открыто при Судаковском государственном училище виноделия.

    Во время Крымской войны производство шампанского в России было прекращено. Англичане и особенно Французы целенаправленно вырубили все сортовые посадки винограда, уничтожили все оборудование и документацию с данными о многолетних наблюдениях и тонкостях технологии производства высококачественных вин.

    А восстановлено производства русского шампанского в России было князем Голициным. В своем крымском имении «Новый свет» он начал фундаментальные опыты по приготовлению шампанских вин. И в 1899 выпустил блестящий тираж шампанского в 60 тыс. бутылок. В 1900 году именно эта партия была представлена на юбилейной Всемирной промышленной выставке в Париже от России и получила Гран При.

Оставить комментарий