История типографики (продолжение)




typ93Продолжение истории возникновения
и развития типографики.
Начало читайте здесь>>>

 

 

Промышленная революция расширила сферу применения типографики, открыв ей обширное поле деятельности в рекламе и периодике. Потребность в заголовочных шрифтах способствовала интенсивной разработке новых видов и разновидностей шрифтового рисунка.

В первой половине XIX века усилиями английских разработчиков вводятся в обиход шрифты жирных начертаний, египетские шрифты, гротески и др. Активно развивается книжный орнамент, заметно возрастает значение иллюстрации. Вместе с тем книга все больше утрачивает типографическую строгость и цельность, ее характерными чертами становятся перегруженность декором с элементами разных исторических стилей.

В условиях быстрого роста производства основным способом маркетинга и продажи становится реклама. И в ней особое место занял шрифт без засечек (Sans Serif). Его многочисленные варианты стали широко применяться для написания заголовков. Шрифт вышел за пределы книг, и типографика включилась в сферу коммерции как новая форма коммуникации, охватившая весь мир. Примеры шрифта без засечек: Arial, Helvetica, Futura.

В конце XIX — начале XX века в Европе и России распространилось направление арт-нуво (Art Nouveau) с его стремлением к экспрессии органических форм. Оно оказало большое влияние на книжный дизайн и рекламу. Контрастное сочетание растительного орнамента и декоративно-силуэтных иллюстраций во многом определяло специфику облика книжной полосы в изданиях тех лет.

В России это был период больших изменений в искусстве книжного оформления. Многие известные художники занялись разработкой оригинальных шрифтов. Среди них были: М.Врубель, А.Бенуа, Н.Рерих и др. Их шрифты были далеки от классических образцов и чрезвычайно декоративны. Конечно, такие шрифты использовались только для заголовков и рекламы.

1930 год положил начало развитию типографики неоклассического стиля. Здесь отдавалось предпочтение удобочитаемости знаков и текста в целом, простоте и привычности шрифтового рисунка, уравновешенности пропорций шрифта и наборной полосы, отсутствию типографической вычурности и экстравагантности. Лидерами неоклассической типографики были: Я.Чихольд, работавший в Швейцарии и Великобритании; С.Морисон (Англия); Г.Цапф (Германия). В России неоклассическая типографика связана с именами В.Фаворского и И.Рерберга.

В 1944 году во Франции появились первые устройства для фотокомпоновки текста, и уже к 1960-м годам весь шрифтовой набор перешел от горячего свинцового литья к холодному фотоспособу. Такая технология была названа фотонабором.

Нельзя не отметить расцвет американского экспрессионизма в 1970−80 ггX.Любалин, Э.Пеколик, М.Виньелли и другие внесли в графическую структуру изданий своего рода игровое начало, дали импульс развитию фигуративной типографики, в которой буква может оказаться изображением предмета, а изображение — буквой. Огромную роль в разработке шрифтов сыграла Международная шрифтовая корпорация (ITC), основанная в 1970 в Нью-Йорке X.Любалином и А.Бернсом.

Не осталась в стороне и российская типографика. Работы российских типографов отмечены рядом высоких международных наград. Главные достижения связаны с именами С.Телингатера, В.Лазурского, Д.Бисти, В.Ефимова, М.Жукова, Н.Калинина и др.

typ10С появлением компьютеров все широко используемые шрифты были компьютеризированы. По сравнению с латинскими шрифтами ассортимент кириллических был довольно беден. Российская полиграфия страдала от их недостатка. В конце 90-х годов появились компании, производящие русские компьютерные шрифты. Крупнейшими среди них были «ПараГраф» и «Софт Юнион», которые конвертировали в цифровую форму существующие русские гарнитуры, создавая русские варианты наиболее популярных шрифтов. И хотя разрабатывались и оригинальные русские шрифты, до сих пор еще ощущается их недостаток для реализации многообразных графических проектов.

Вместо заключения

ruder«В наше время выходит такое количество печатных материалов, что обесценивается значимость отдельных работ. Мы просто не можем перечитать все, что издается сегодня. Задача типографики — разделить, организовать и растолковать эту массу печатных материалов таким образом, чтобы читатель имел шанс найти то, что интересно ему».
         Эмиль Рудер, известный швейцарский типограф

Время, в котором мы живем, не зря называют «веком информации». И большая часть этой информации существует в текстовом виде — книги, журналы, сайты. Не секрет, что в большинстве случаев авторы не занимаются оформлением своих текстов должным образом. Поэтому огромное количество полезной информации невозможно быстро найти или просто понять из-за отсутствия всяких правил оформления и представления этой информации. Если вы хотите донести какую-либо мысль своим дизайном, необходимо следовать определенным правилам — законам типографики, которые основаны на особенностях визуального восприятия человека. В противном случае вы останетесь НЕУСЛЫШАННЫМИ и НЕПОНЯТЫМИ.

*** Приветствуется свободное распространение статьи
с обязательным указанием активной ссылки на блог designer31.ru
Share to Odnoklassniki
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to Yandex
Share to Google Buzz
Share to MyWorld

Оставить комментарий