
Каждый дизайнер стремится работать современно. Чтобы лучше разбираться в том, как современные тенденции дизайна отражаются на типографике, стоит оглянуться назад и рассмотреть ее возникновение, развитие и основные течения.
История типографики как науки начинается с изобретения книгопечатания. Вопрос о происхождении печатания книг, т. е. о том, когда, где и кем оно изобретено, принадлежит к числу наиболее сложных и спорных исторических вопросов. Ни одно изобретение не рождается в голове одного человека как бы из ничего, и книгопечатание не является в этом отношении исключением.
Первые наборные формы были изобретены в Китае в 1040-х годах человеком по имени Би Шэн. Они были сделаны из фаянса, поэтому был непрочными и служили недолго. Эта технология к середине XIII века достигла Кореи, а к середине XV — Европы. Там она пересеклась с долгой и плодотворной историей латинского шрифта. Благодаря тому, что для латиницы требовалось гораздо меньше знаков, в Европе типографский набор расцвел так, как никогда не расцвел бы в Китае.
Родоначальником книгопечатания называют Иоганна Гутенберга. Его самая большая заслуга состояла в том, что в середине 1440 года он разработал металлическую наборную форму и печатный станок, при помощи которых большое количество самого разного писчего материала можно было отпечатать быстро и c большой точностью. Но главное — появилась возможность многократно использовать отдельные буквенные литеры, отлитые из расплавленного свинца. Такая технология получила название разборного (наборного) шрифта. Каждая литера, вырезанная в обратном виде, изготовлялась отдельно. Затем из них набирались строки и с помощью пресса делались оттиски на бумаге.
Для первых отливок литер Гутенберг выбрал готический шрифт, потому что в то время это была господствующая форма рукописного шрифта. Этот шрифт разработал Петер Шеффер под наблюдением самого Гутенберга. Шрифт был очень точной имитацией самого совершенного письма той эпохи. Он содержал около 300 знаков.
Со временем в Европе стали отдавать предпочтение более простым, тонким и изысканным формам антиквы (Roman). Это предпочтение основывалось, прежде всего, на их эстетической привлекательности и удобочитаемости. Широкое применение антиквенные шрифты получили в Венеции и Париже.
Характерной чертой антиквенной группы шрифтов служит наличие засечек. До сих пор шрифты этого вида являются самыми многочисленными. Они делятся на три группы: старинная антиква (Old Style), переходная антиква (Transitional) и новая антиква (Modern).
Первые шрифты старинной антиквы были созданы Николасом Йенсеном (Nicholas Jenson). Они были навеяны древнеримскими символами, найденными на памятниках.
Примерами шрифтов старинной антиквы являются такие современные шрифты, как Garamond, Minion, Palatino, Century Schoolbook.
С середины XV века печатная книга обретает свой специфический облик: в качестве текстового шрифта используется удобочитаемая антиква, строго выдерживаются принцип выключки строк, равномерность интерлиньяжа, абзацный отступ как средство членения текста. В 1494 году Альд Мануций (Aldus Manutius), итальянский типограф и издатель из Венеции, издал первую книгу с образцами шрифтов.
В начале XVI века типографика развивалась в стиле французского ренессанса. Появляется титульный лист. В книгах широко применяются орнаментальные бордюры, становится изощренным шрифтовое оформление. Шрифт продолжает утрачивать сходство с рукописным, его рисунок делается строже. Шрифтовая палитра обогащается курсивом, впервые награвированным Франческо де Болонья.
В XVII веке наиболее примечательным явлением в истории типографики становится издательская деятельность голландского дома Эльзевиров, направленная главным образом на создание книг широкого спроса. В их изданиях преобладают небольшие, удобные для пользования форматы. Шрифты эльзевировских изданий имеют несколько утяжеленный рисунок, что позволяет им сохранять четкость оттиска даже при больших тиражах.
В середине XVIII века ярким событием в типографике стала деятельность француза Пьера Фурнье (Pierre Fournier), издания которого отличались изысканностью вытянутых пропорций и плотностью набора строки. В 1773 году он издал книгу «Типографическое руководство», которая предлагала единую систему определения размеров шрифтов (кеглей).
В современных компьютерных издательских системах до сих пор используется система Фурнье: пункты (points) и пики (picas). Позже она была доработана Франсуа Амбруазом Дидо (Francois Ambroise Didot), который ввел систему пунктов для определения размера шрифтов: 72 пункта примерно были приравнены к одному дюйму.
Крупнейшей фигурой в истории типографики переходного стиля был Джон Баскервилл (John Baskerville), работавший в Англии в 1750−70 гг. Отказавшись от применения книжного орнамента, Баскервилл стал основоположником «чистой» типографики, основанной только на шрифтовом оформлении.
Изобретенная им гарнитура Baskerville является замечательным примером переходного стиля. К этому стилю относятся также шрифты Gaslon, Time New Roman, Bookman.
Нельзя не отметить несомненные заслуги в области типографики итальянца Джамбаттиста Бодони (Giambattista Bodoni), работавшего в 1760—1800 гг. в Парме. Его произведения отличаются геометрической строгостью шрифтового рисунка. В 1773 году Бодони ввел так называемую новую антикву (Modern). Она обладала достаточной элегантностью, но более жестким характером по сравнению со старинной антиквой. Наиболее известным шрифтом этого периода был шрифт Bodoni.
*** Приветствуется свободное распространение статьи с обязательным указанием активной ссылки на блог designer31.ru
Кратко, но содержательно. Некоторые факты узнал впервые.
Спасибо...
Ну вот, китайцы и тут успели!